Full Article: PDF
Scientific Object Identifier: http://s-o-i.org/1.1/TAS-09-77-66
DOI: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2019.09.77.66
Language: Russian
Citation: Ugrekhelidze, I., Dolidze, N., & Darsavelidze, K. (2019). Formation of the information base of Georgian national clothes. ISJ Theoretical & Applied Science, 09 (77), 368-371. Soi: http://s-o-i.org/1.1/TAS-09-77-66 Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2019.09.77.66 Scopus ASСC: 2209. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ ГРУЗИНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ Аннотация: В статье рассматривается важность формирование информационной базы грузинской традиционной одежды. Выявлены факты стилизации элементов грузинского национального костюма в европейской моде 20-х годов прошлого столетия. На основе анализа этнокостюмов XIX в. разных регионов Грузии составлена классификация традиционной одежды. По конструкторско-композиционным показателям: силуэт одежды, материал, цвет, членение, длина, форма и виды рукавов, застежки, вид декорирования и др. и на основе их кодирования сформирована информационная база данных и разработана программа специальной поисковой системы для получения исчерпывающей информации о национальном костюме. Ключевые слова: традиционная одежда, информационная база данных, конструкторско-композиционные показатели. Введение На современном этапе в индустрии моды значительное место занимает одно из направлений современной моды – этностиль. Это направление подразумевает обогащение ассортимента одежды элементами национального костюма различных стран и народностей. Такое обогащение важно также для того, чтобы современный человек не терял связи со своими национальными истоками. Для развития этностиля неиссякаемым источником является утонченное, элегантное и искусно декорированное грузинское национальное одеяние, при виде которого не скрывали восхищение многие иностранные путешественники и исследователи-этнографы. Для того чтобы в творческой деятельности дизайнеров традиционная грузинская одежда стала доступной и понятной, требуется особая связь с ним как с первоисточником, сохранившегося только в виде музейных образцов. Проблему представляет тот факт, что на сегодняшний день доступ к этим образцам предельно ограничен. В связи с этим выявляется актуальность формирования общедоступной информационной базы грузинской национальной одежды. Грузинская национальная одежда тщательно изучена как грузинскими, так и иностранными учеными по этнографо-историческом направлении. Однако исследование традиционной одежды как источника в творческой деятельности дизайнера-модельера, композиционно-художественный анализ его форм и декора, к сожалению, пока не проводились. Также не проводились работы по направлению создания информационной базы данных. Для обогащения ассортимента современной одежды с элементами национального костюма, необходимо сначала проанализировать его влияние на творческой работе дизайнеров. С этой целью ставятся задачи: выявление и анализ следов влияния грузинского национального костюма в стилистических направлениях и тенденциях 20-х и 30-х годов прошлого столетия; формирование информационной базы грузинской национальной одежды с целью использования в творческой работе модельеров-дизайнеров при проектировании современной одежды на основе традиционного костюма. Для решения первой задачи нами были изучены работы европейских Домов моды того времени. Мы были приятно удивлены тем интересом (можно сказать рвением), которым, оказывается, был удостоен грузинский национальный костюм в Европе, в частности во Франции в 20-ые годы прошлого столетия. Тому способствовали разные объективные причины. Как известно, после революции 1917 г. вся знать эмигрировала в Европу. Многие грузинские аристократы, оказавшиеся в эмиграции, брались за любую работу и нередко достигали заметных успехов. Возникшие во Франции дома мод «кавказского происхождения», владельцами которых являлись эмигранты из Грузии, ввели в моду 1922 – 1923 гг. кавказские мотивы. Грузинская княжна Анна Чавчавадзе, в замужестве графиня Воронцова-Дашкова, организовала во Франции собственное дело в сфере модной индустрии – открыла Дом моды в Париже, под названием «Имеди», что в переводе с грузинского означает «надежда». Ее клиентками стали представительницы богатых и знатных семей Франции, Великобритании, Голландии, а также дочери новоиспеченных американских миллионеров. И. Оболенский пишет: «Графиня положила начало моды на Грузию. Увлечение Кавказом в начале двадцатых годов стало всеобщим. Журналы рекламировали ткань под названием «Tiflis», конкурирующие дома моды шили одежду в стиле caucasien, а в районе Монмартра открывались бесконечные рестораны кавказской кухни, где по вечерам исполняли грузинские танцевальные номера, а грузинские красавицы – аристократки на светских мероприятиях появлялись в дизайнерских платьях, или нарядах из собственноручно сшитых коллекций. Всё это способствовало всеобщему увлечению «грузинской модой» [1]. Кроме Дома моды «Имеди», в Париже также открылся дом вечернего манто и накидок «сорти-де-баль» с меховыми отделками «коказьен», что значит «кавказский» и Дом моды Нины Шервашидзе. Эти Дома моды диктовали стиль, ставший господствующим трендом в европейской модной индустрии 25-30-х годов прошлого столетия. В то время в Париже черкеска пользовалась огромной популярностью. В неё стали облачаться представители аристократии Европы. Она присутствовала в коллекциях домов мод в том или ином виде, модной считалась стилизация на тему черкески (рис. 1) [2]. В сфере индустрии моды и на сей день не теряет актуальности Грузинское традиционное одеяние. Несмотря на новые технологии и материалы, новые формы общения и философию жизни, интерес к истокам традиционного костюма не истекает. Он для дизайнера является уникальным источником в процессе создания новых авторских коллекции, разработки и проектирования интересных эксклюзивных моделей. / Рисунок 1 - Стилизации Черкески с газырями в европейской моде. Париж 1920-е годы. Для решения второй задачи – формирование информационной базы грузинской национальной одежды нами изучено всё разнообразие грузинской традиционной этнической одежды – комплексы этнокостюмов XIX в. в разных регионах Грузии [3]. В этнической одежде удивительно органично объединились разнообразные виды декоративно-прикладного творчества, высокие эстетические достоинства, совершенное осуществление утилитарной и экономической функций. Органичная взаимосвязь этих функций и их совершенное выражение в художественной форме создают интереснейшие образцы этнодизайна. Каждый из этих образцов характеризуются своей индивидуальностью. Форма и силуэт, материал и цвет, покрой и длина, застежки и вид декорирования – вот основные отличительные признаки грузинских этнокостюмов (рис. 2) [4]. / Рисунок 2 - Комплексы грузинских традиционных этнокостюмов: а – Картли, Кахетия, Имеретия; б – Тушетия; в – Пшавия; г – Хевсурети; д – Мтиулети; е – Хеви; ж – Лечхуми; з – Рача; и – Сванетия; к – Самегрело; л – Абхазия; м – Гурия; н – Аджария; о – Самцхе-Джавахетия Для упрощения использования этноэлементов традиционного костюма – памятника культурного наследия, в процессе проектирования современной одежды необходимы новые технологические решения по их систематизации, анализу и определению показателей основных характеристик [5,6]. Таким новым технологическим решением является изыскание такой связи, чтобы не общаясь непосредственно с музейным подлинником, был возможным виртуальный просмотр и обозрение образца, также получение достоверной и исчерпывающей информации о нем. Решение такой задачи требует формирование соответствующей базы данных, которая систематизировала бы всякую информацию о грузинской традиционной одежде. В связи с этим по основным характеристикам (функциональным, региональным, половым и сезонным) изученных нами региональных комплексов, составлена классификация традиционной одежды. Вся информация о конструкторско-композиционных показателях (силуэт одежды, материал, цвет, членение, длина, форма и виды рукавов, застежки и вид декорирования и др.) была закодирована с помощью цифровой системы, после чего сформирована информационная база данных в виде электронного банка [7-10]. На основании информационной базы данных была составлена программа, которая дает возможность желающему найти необходимую информацию о грузинской традиционной одежде, а дизайнеру – гораздо успешно ориентироваться на творческую деятельность. Заключение Выявлено влияние грузинского национального костюма в стилистических направлениях моды 20-х и 30-х годов XX в. Несмотря на новые технологии и материалы, этноэлементы грузинской традиционной одежды и на сегодняшний день являются уникальными источниками для дизайнера в процессе создания новых авторских коллекции и эксклюзивных моделей. Для упрощения использования этноэлементов традиционного костюма в процессе проектирования современной одежды решены следующие задачи: – изучена и проанализирована грузинская традиционная одежда; – сформирована информационная база данных и создана программа специальной поисковой системы для получения исчерпывающей информации о национальном костюме. Перспективы дальнейших исследований. Изысканная Грузинская традиционная одежда, с различными региональными формами, искусно декорированное и многоликое, является фактический неисчерпаемым объектом и требует дальнейших мультидисциплинарных исследований. References: Obolenskij, I., & Chavchavadze, A. (2017). S nadezhdoj na "Imedi" [Electronic resource] Retrieved 2019, from https://sputnik-georgia.ru/columnists/20170113/234530401 Vasil'ev, A. (2012). Krasota v izgnanii. (p.480). Moscow: Slovo. Dolidze, N., et al. (2017). Illustrated Reference Book of Georgian National Clothing. (p.411). Kutaisi: ATSU. Charkviani, I., & Dolidze, N. (2013). Predposylki konstruktorskogo proektirovanija gruzinskogo tanceval'nogo kostjuma. Kyiv. Bulletin of KNUTD, 2 (7), p.5. Machinskaja, J. V. (2009). Proektirovanie i ocenka konstruktivnyh parametrov izdelii v jergonomicheskom dizajne spec. odezhdy. Dissertation. Saint-Petersburg, p.189. Alibekova, M. I. (2007). Mnogovariantnoe kombinatornoe postroenie sovremennoj odezhdy na osnove konstruktivnyh i kompozicionnyh osobennostej jelementov narodnogo kostjuma. Textbook. (p.136). Moscow: MGUDT. Androsova, J. M. (2004). Osnovy hudozhestvennogo proektirovanija kostjuma: uchebnoe posobie. Textbook. (p.184). Chelyabinsk: Media-Print. Berdnik, T. A. (2000). Dizajn kostjuma. Textbook. (p.289). Rostov-on-Don: Fenix. Suharev, M. I., & Bojcova, A. M. (1981). Principy inzhenernogo proektirovanija odezhdy. (p.272). Moscow: Legkaja i pishhevaja promyshlennost'. Smirnova, N. I., & Konopal'ceva, N. M. (2012). Proektirovanie konsttrukcii shvejnyh izdeliti dlja individual'nogo potrebitelja. (p.426). Moscow: Forum-Infra. |